Некоторые аспекты решения проблем симбиотических отношений в работе психолога в образовании

Гамзина Е.Н., член Санкт-Петербургского объединения транзактного анализа, педагог-психолог высшей категории.

Данная статья раскрывает особенности симбиотических отношений. Школьный психолог сталкивается в своей работе со случаями раннего формирования зависимых отношений, их последствиями. Такие отношения лежат в основе внутришкольных конфликтов между учащимися, родителями и учителями, в основе формирования зависимости от ПАВ. Знание особенностей симбиотических отношений, знание способов раннего выявления позволяет своевременно организовать профилактическую и консультативно-коррекционную работу. 

Модель симбиотических отношений – одна из основных концепций Транзактного анализа. Эта модель может эффективно применяться в деятельности психолога, работающего в образовательном учреждении.   Концепция симбиотических отношений может быть использована при рассмотрении проблем дисгармонических отношений в семье, при решении трудностей в межличностных отношениях учеников, также в решении проблем в паре «учитель-ученик». 

Для начала вспомним некоторые этапы в развитии человека, где появляются впервые и затем формируются симбиотические отношения, как они становятся частью жизни человека. 

В первые месяцы жизни человека слияние с матерью является необходимым условием выживания ребёнка. Мать нацелена на обеспечение выживания младенца, его нужды становятся приоритетными. Она не вполне может удовлетворять потребности своего Детского эго-состояния, для неё потребности ребёнка становятся как бы собственными. Преобладающим является в этот период её Родительское эго-состояние. Младенец существовать без симбиоза с матерью не может. Это пример здорового и, более того, необходимого симбиоза. Такие отношения с матерью обеспечивают успешную адаптацию в мире и выживание малыша.  В данном случае забота матери не патологическое состояние вещей, а необходимая реальность, жизненная необходимость.

 

Постепенно по мере течения времени мать начинает всё больше удовлетворять и свои потребности, особенно, если получает поддерживающую помощь отца ребёнка или других родственников. 

В дальнейшем мать имеет возможности всё более полноценно заботиться о себе, т.к. ребёнок всё меньше и меньше зависит от её присутствия и опеки. Ещё позже он сам научается проявлять элементарную заботу о себе и делать первые умозаключения, справляться со многими ситуациями без матери. Формируются его собственные эго-состояния Взрослого и Родителя. В конечном итоге по мере взросления потребность в симбиозе должна полностью исчезнуть, т.к. человек научается быть в большинстве случаев самостоятельным, способным обходиться без помощи родителя.

 
           Представим себе, что по каким–то причинам, мать оказывается слишком привязанной к своему ребёнку. Такие случаи наблюдаются в практике психолога, когда при сборе анамнеза выясняются какие- либо травмирующие особенности личной истории матери или самого ребёнка. Например, факт того, что ребёнок долгожданный, что его рождение предваряла потеря другого ребёнка, когда ребёнок много болеет и для матери существует угроза его здоровью, так же, если мать находится уже не в молодом возрасте и рождение ребёнка приобретает для неё особую ценность. В таких случаях бывает, что своевременное вырастание из зависимых отношений не происходит. Мать может испытывать тревогу, чувствовать угрозу потери ребенка по какой-либо причине, она чувствует страх повторения травматического опыта. Следует отметить, что ситуация осложняется тем, что вышеуказанные чувства плохо осознаются, скорее всего подавляются или вытесняются. Для того, чтобы избежать болезненных переживаний мать сохраняет симбиотическую, уже нездоровую, привязанность на более длительное время, заглушая свою тревогу и таким образом «оберегая ребенка».  С точки зрения теории Транзактного анализа потенциал эго-состояний Взрослого и Родителя у ребёнка остаётся неактивным или используется не в полной мере. Мать продолжает заменять эго-состояния ребенка собственными эго-состояниями. В итоге, и матери, и ребёнку со временем становятся привычными и «взаимовыгодными» такие зависимые отношения. Формируется симбиотическая модель. Образуется стиль воспитания по типу гиперопеки- переизбыток заботы, так же может быть стиль воспитания по типу гиперконтроля- избыток контроля и требований.

       В соответствии с теорией симбиоз имеет место тогда, когда двое или более людей ведут себя так, как будто вместе образуют одного человека. Люди, принимающие участие в таких взаимодействиях, не используют все имеющиеся у них эго-состояния. Обычно один из них исключает Ребенка и использует лишь Родителя и Взрослого, а другой занимает противоположную позицию, оставаясь в Ребенке и блокируя два других эго-состояния. Таким образом, вместе им доступны всего три эго-состояния.

 

        Ребенок растет. Взаимодействуя в дальнейшем со взрослыми людьми, также со сверстниками, он будет множество раз пытаться использовать привычную модель, ожидая от воспитателя детского сада или от учителя в школе «замещающего» поведения. Он неосознанно предполагает, что также, как и с матерью, значимый человек будет подменять его собственную самостоятельность. Необходимо отметить, что в дошкольном учреждении и уже меньше в начальной школе частичное выполнение педагогом родительских функций оправдано, т.к. полный выход из симбиотических отношений происходит позже. Однако при этом встаёт вопрос, в какой степени продолжать сопровождение и в какой степени ожидать самостоятельности. 

При нормальном развитии личности в школьной среде постепенно формируется ролевое поведение «ученика», которое отличается от роли «ребёнок», это другая линия отношений - социальная. Если описывать процесс с точки зрения эго-состояний, то постепенно в недрах «Детско-Родительских» отношений (транзакция от Родителя к Ребенку и наоборот)

 

 

 

формируется общение Взрослый учителя и Взрослый ребенка (характерная транзакция «Взрослый-Взрослый», но для этого такой тип отношений должен был развиться в семье. Мы знаем, что этого не произошло. Такие взаимоотношения предполагают перерастания потенциала самостоятельности ребенка, а затем ученика. Позже в средней и старшей школе в полной мере реализуется роль «ученик», отношения «родитель – ребёнок» постепенно уходят из школьной среды, проявляются только там, где им естественно проявляться- т.е. дома. Преобладающими становятся транзакции Взрослый-Взрослый.

 

      Итак, как только ребенок, выросший в симбиотических отношениях, выходит из лона семьи, попадает в школу начинаются серьезные проблемы. Детское образовательное учреждение предъявляет к нему соответственно его возрасту определенный список требований, наличия элементарных знаний, сформированных умений, навыков обихаживать себя. Маленький человек попадает в незащищенную ситуацию, т.к. необходимые навыки и умения не были своевременно выращены. Учителя говорят об инфантильности ребенка. Маленькому человеку сложно понять, почему мир так кардинально изменился, почему воспитатель или учитель требуют от него то, что обычно выполняла мама, бабушка или дедушка. Он попадает в непривычную некомфортную для себя среду.  У него не получается самостоятельно одеваться, складывать игрушки, может быть не умеет собрать свой портфель, самостоятельно одеться на прогулку, выполнить домашнее задание, да и просто сосредоточенным на уроке быть ему очень трудно.

       Не складываются отношения и со сверстниками. Опыт показывает, что такому школьнику бывает сложно найти себе друга, ведь он ищет Родителя. Затруднительно занять авторитетное положение в классе, сформировать ближайшее окружение для игр и общих дел. Он выделяется своей беспомощностью, бессилием, незрелостью реакций на простейшие школьные ситуации. Ребята замечают это и видят его отличие от большинства детей.

      Порой такой ученик не может выполнять распоряжения учителя, обращенные к всему классу, ведь он не соотносит их с собой, т.к. для родителей он был всегда единственным и в центре внимания. Такой ученик ищет «псевдородителя» в учителях и не находит, испытывает стресс, возникают серьезные проблемы. А именно- конфликты с учителем, с одноклассниками, снижение самооценки, непонимание между родителями и педагогами, как результат – школьная дезадаптация.

       В старшей школе такой учащийся может ощущать одиночество, изоляцию. Как он проявит себя, когда почувствует отвержение сверстников-подростков?  Я думаю, что с последствиями таких ситуаций психологи и педагоги сталкиваются на комиссиях по делам несовершеннолетних, когда разбирают случаи преследования кого-либо -т.е. насилия над учеником- «изгоем». С другой стороны, бывают случаи агрессивного поведения самого подростка – «жертвы», который в конце концов не выдержал издевательств и выплеснул агрессию на своих обидчиков. Ребенок часто становится «белой вороной» среди сверстников, хуже того, иногда «козлом отпущения».

         Перечисление последствий симбиотического воспитания могли бы продолжить невропатологи и психиатры. Когда   осознавание родителей и коррекция стиля их воспитания запаздывают слишком, тогда развивается наихудший сценарий событий. Ребенок расплачивается своим здоровьем - развиваются неврозы, тики, навязчивости, бывают, к сожаленью, также попытки суицида у подростков. Социализация такого ребенка может происходить чрезвычайно трудно.

     Вот так, казалось бы, забота и любовь родителей могут привести даже к трагическим последствиям. Именно с такими и другими подобными ситуациями и приходится в итоге сталкиваться школьному психологу.

     Симбиоз – это скрытая от социальных - видимых взаимоотношений структура, объединяющая взаимодополняющие части двух личностей. Структура одна, а участников двое. Именно поэтому проанализировать, в случае конфликта, что произошло в таких отношениях, бывает непросто.  Если симбиотичность так и осталась преобладающим стилем поведения личности, то зависимые отношения перекочуют из школьной жизни в семейную жизнь, в рабочие или профессиональные отношения. Более того, даже мать, взрастившая взаимозависимые отношения, не защищена от их негативных последствий. 
      Действительно, симбиоз коварен тем, что одному из партнёров может надоесть питать его. Активируется эго-состояние Взрослого – происходит тестирование реальности, один из участников может решить стать автономным, выйти из симбиотических отношений, говоря языком Транзактного анализа, вернуть себе свой полноценный набор Родительского, Взрослого, Детского потенциала.  Второй партнер теряет устойчивость, т.к. опираться больше не на кого, свои возможности не сформированы. И наш бывший ребенок, бывший ученик страдает уже во взрослой жизни, испытывает стресс, получает травмы.

           Другой случай, когда мы встречаемся с «перевёрнутым» симбиозом, в котором ребёнок берёт на себя роль родителя. Может быть ситуация, когда, например, сын опекает свою мать, ведет по отношению к ней себя как Родитель. Часто такие отношения складываются в неполных семьях, когда по каким-то причинам отсутствует мужчина и ребенок как будто заменяет его.

 В одной из последних ситуаций своей практики я встретилась с тем, что ребёнок в подсознательном мире матери занял место не просто Родителя, а место, которое должно принадлежать мужчине -партнёру. При этом реальный мужчина - отец ребёнка был вытеснен из жизни женщины. Жизнь супругов не сложилась, они развелись и мать перенесла свои чувства на сына.

         В таких случаях можно наблюдать раннее взросление детей, снижение интереса к учебе. Ребенок, который вынужден быть более взрослым, чем того, требует его возраст, уже в начальной школе может проявлять мнимую «самостоятельность», поведение подростка. Его интересы лежат вне школы. От своей матери он получил сигнал –не быть ребенком, а стать взрослым. Педагогам практически невозможно заинтересовать его учебой. Ученик находит для себя группу сверстников, с которой проводит время. Он прогуливает уроки. Адекватного контроля со стороны матери нет, ведь она – мать Ребенок, а функция заботы и контроля лежит на нем самом. 

         Психологу в образовательной среде, встречаясь с подобными проблемами, необходимо иметь инструмент для разрешения трудностей симбиотических отношений. Достаточно часто именно симбиотические отношения становятся причиной конфликтов между учениками и учителями, между родителями и учителями, между администрацией и учителями.

Прежде всего, для решения подобных ситуаций психологу полезно помнить:

·         Симбиоз дает о себе знать через появление конфликта, недовольства партнеров друг другом, взаимные обвинения. Один партнер предстает в роли агрессора, а другой в роли невинной жертвы. Памятка психологу: есть конфликт- ищите симбиоз.

·         Взаимозависимость- это скрытый неявный слой отношений, социально может быть незаметен. На социальном уровне отношения «родитель –ребёнок» маскируются другими ролями. «Родительско-детские» отношения необходимо распознать под маской других ролей.

·         У партнеров в симбиозе не было осознанного договора на «взаимозамещение» ролей. Психологу во время решения конфликтных ситуаций необходимо скрытый неосознанный договор партнеров сделать осознанным и явным для участников.

·         Важно помнить, что каждый участник воспроизводит свой уже использованный, опробованный способ поведения из предыдущих ситуаций, чаще всего из детства, а значит, находится не в реальности, не в «здесь и сейчас». Пригласите участников выявить свои реальные возможности справляться с трудностями в «здесь и сейчас», осознать свой возросший потенциал.

·         Полезно восстановить полноценную структуру, состоящую из всех трех эго-состояний для каждого из них. Восстановить их отдельность, автономность.

·         Симбиоз –это способ паразитировать за счёт других, использовать манипуляции.

При встрече люди умело дают друг другу знать, какую роль в симбиозе они хотели бы занять. Подобные приглашения к симбиозу часто передаются без слов. Из этого следует, что оба участника были заинтересованы в зависимых отношениях и оба несут ответственность. Виноватых нет, есть отвественные.

·         Отношения взаимопомощи и взаимовыгоды нормальны для людей, если в основании таких отношений лежит честный открытый договор или контракт. Помогите участникам конфликтной ситуации научиться открыто обращаться друг к другу за помощью, удовлетворять свои потребности более конструктивным способом. Научите их заключать контракт о сотрудничестве и взаимовыгоде.

·         Симбиоз –плод ранних незрелых решений в детстве человека. Решения можно менять, принимать более эффективные и более подходящие для нового уже более зрелого периода жизни. Помогите участникам конфликта принять новые решения относительно себя, людей.

·         Симбиотические отношения лежат в основе психологических игр, рэкетного поведения, в целом- в основе жизненного сценария человека. Помогая матери и ребенку осознать нездоровую основу их отношений, откорректировать их отношения, вы вносите вклад в оздоровление сценария.

·         Психологу так же полезно учитывать, что такие проблемы как алкоголизм и наркомания – это последствия неполноценно прожитых симбиотических отношений с матерью на ранних стадиях развития. Уважаемые психологи, стремитесь как можно раньше выявить проблему взаимозависимости, это является профилактикой возможной будущей зависимости подростка от ПАВ.

·         Психологу необходимо помнить о том, что при решении конфликтной ситуации, он сам легко может быть вовлечён в симбиотические отношения тех, кто обратился за помощью. Участники симбиотических отношений традиционно пытаются склонить психолога принять свою сторону. Анализируя происходящее, можно получить ценную информацию о вкладе каждого в зависимость. А вышеуказанные концепции транзактного анализа помогут быть эффективными, грамотно организовать в образовательных учреждениях профилактическую работу.

         С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, многие семьи являются неполными, увеличивается число опекаемых детей, здоровье подрастающего поколения требует все большего внимания – психологическая подготовка родителей к азам семейного дошкольного и раннего школьного воспитания становится одной из важнейших задач психологической практики.

 

Литература: 

Мойзо К. Эго-состояния и перенос. (Статья). 
Пирром Н. Рэкет а образовательной области, чтобы защищать себя от рэкета. (ЕАТА .Информационный бюллетень. Июнь 2006 г.) 
Пуччели Б. Транзакциональное лидерство. (Семинар. С-Петербург.12.04.03.) 
Стюарт Я и Джойнс В. Современный транзактный анализ. С-Пб., 
Шапарь В.Б., Тимченко А.В.,Швыдченко Практическая психология . Инструментарий. («Феникс», 2002 год)