Рабочие стили и эффективный менеджмент

 

Бондарева В.В.

Статья подскажет ответы на вопросы,  как можно использовать знание своего рабочего стиля в менеджменте организации  и что необходимо знать молодому лидеру о себе, чтобы эффективно

 

выполнять управленческие роли.

Молодые люди часто пребывают на стадии становления собственной индивидуальности, формируют в себе личность, которая выгодно отличается от остальных. Несхожесть со всеми остальными в молодежном обществе только приветствуется, а поэтому не редко в роли лидера могут выступать неординарные личности, которые уже заработали авторитет у большинства, могут отстоять свою точку и сплотить коллектив ради единой цели.  Однако важно, если уже на раннем этапе формирования  управленческих навыков, молодой человек отдает себе отчет в том, что  у каждого руководителя есть свой стиль, и никто не может одинаково успешно выполнять все управленческие роли. 

Один из практических подходов к решению этой проблемы предлагает известный ученый Ицхак Адизес. В свой книге «Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует» он размышляет над сущностью менеджмента и лидерства, предлагая свой подход к осознанию роли руководителя. Адизес утверждает, что руководитель не должен и не может быть лидером во всем: особенность высшего менеджмента в том, что он требует разнообразных способностей и, что самое главное, разных характеров, поэтому ни один, даже самый гениальный, человек не может уметь все.

При таком подходе получается, что реальное решение проблемы – совместные усилия носителей взаимодополняющих стилей. Управленческая команда должна быть представлена людьми, которые дополняют друг друга. Каждый из них с блеском выполняет, по крайней мере, одну функцию менеджмента и удовлетворительно справляется с прочими.

Ицхак Адизес полагает, что существуют четыре основные функции, которые должен выполнять менеджмент в любой организации:

1.Производство (П). Это то, ради чего клиенты обращаются в организацию. С точки зрения нашей образовательной специфики это могут быть, например, знания и умения, которые даёт школа учащимся. Именно за этим клиенты (дети и их родители) приходят в ОУ. То есть эта функция управления должна обеспечить предоставление качественного современного образования для учащихся.

2.Администрирование (А). Это то, как, с помощью каких организационных процессов достигать решения первой задачи. Это и расписание, и методическое обеспечение учебного процесса, и многое другое.

3.Новаторство (Н). Это то, что отвечает на вопросы «А куда двигаться дальше?», «Что мы должны изменить, чтобы приспособиться к быстро меняющейся среде вокруг школы?»

4.Интеграция (И). Это создание такой атмосферы и системы ценностей, которые будут стимулировать людей действовать сообща и добиваться результатов.

Транзактный анализ (далее ТА), основоположником которого является Эрик Берн, представляет собой теорию личности и показывает, как люди «устроены» психологически. ТА включает в себя теорию эффективного социального взаимодействия, которая используется для анализа систем и организаций. Последователь Э. Берна психолог Тайби Кейлер обнаружил существование определенных наборов поведения - драйверов, которые проявляются людьми и дают нам  много информации о сценарии человека  за короткий промежуток времени. Джулия Хей развила данную теорию и предложила называть данные образцы поведения  – рабочими стилями, имеющими сильные стороны и ограничения.  Она отметила, что часто конфликты между людьми бывают обусловлены рабочими стилями.   Но знание своего стиля означает, что мы можем сравнить его со стилями других людей. И, обычно, это помогает найти в общении с ними новые возможности.

Существует пять основных рабочих стилей, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны:

1. БУДЬ СОВЕРШЕННЫМ (ИДЕАЛЬНЫМ)

ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ:

§     Убеждается в том, что обсуждены все детали

§     Регулярно подводит итог под тем, что уже обсуждено

§     Использует длинные слова и предложения

§     Приостанавливает группу, уточняя детали

§     Стремится  все записывать

2. РАДУЙ  ДРУГИХ

Основные характеристики:

§     Следит за тем, чтобы все были вовлечены и принимали участие

§     Дружественно настроен, поддерживает

§     Говорит «вроде», «вы знаете»

§     Со всеми соглашается, даже в том случае, если две стороны не пришли к согласию

§     Не хочет предлагать свое решение

3. СТАРАЙСЯ

Основные характеристики:

§     Полон энергии

§     Предлагает много идей

§     Говорит «давайте попробуем это….»

§     Уходит от темы, не придерживается намеченного плана

·                    «Топит» людей в идеях

4. БУДЬ  СИЛЬНЫМ

Основные характеристики:

§     Следит за обсуждением и придерживается задачи

§     Остается спокойным, когда другие впадают в конфликт

§     Ссылается на себя, говоря «некто»

§     Говорит монотонно

§     Выглядит как игрок в покер, не проявляет эмоций

Последний рабочий стиль «Торопись»  может быть присущ каждому, кто имеет один из четырех основных стилей.

5. ТОРОПИСЬ  (СПЕШИ)

Основные характеристики:

§     Поддерживает продолжение дискуссии

§     Подталкивает к тому, чтобы завершить переговоры вовремя (или раньше)

§     Говорит очень быстро

§     Проявляет нетерпение, перебивает, заканчивает предложения за других людей

§     Ерзает, стучит пальцами по столу

Мы можем предположить, что каждой функции эффективного менеджмента соответствует определенный рабочий стиль поведения руководителя.

Функции менеджмента

Рабочие стили

Производитель

Этот человек всегда сосредоточен на том, что нужно сделать. Он бросается от одного дела к другому. Он хорошо разбирается во всех аспектах деятельности и понимает, что ждут от организации. К нему обычно направляют людей с вопросами типа "А как делается вот это?" Этот человек всегда нацелен на результат и добивается его любыми способами.

Этого человека однозначно можно назвать отличным исполнителем. Если ему что-то поручить, то можно не беспокоиться: результат будет. Он из тех, кто последними уходят с работы, и даже в отпуске его нередко можно увидеть на своем рабочем месте. Этот человек не очень различает нюансов. Для него "да" - это "да", а "нет" - это "нет". Участие в совещаниях, где приходится что-то продумывать, дается ему нелегко. Ему кажется, что пора уже заняться делом, а все еще рассуждают и рассуждают.

Он предпочитает многое делать сам. Ему кажется, что, так как надо, может сделать только он сам. Ему часто неуютно впрямую приказывать кому-то. Он воспринимает любую задачу как личную ответственность и очень гордится своей незаменимостью. С точки зрения обучения новичков для него привлекателен тип взаимоотношений "мастер - подмастерье" - "Посмотрите, как это делаю я, и делайте также".

Люди стиля «БУДЬ СИЛЬНЫМ» остаются спокойными под давлением, хорошо справляются со стрессом, очень эффективны во время кризисов. Имеющие этот рабочий стиль чувствуют прилив энергии, когда нужно что-то преодолевать. У них сильное чувство долга, и они старательно работают даже над неприятными задачами. Продолжают мыслить логически, когда другие впадают в панику. Благодаря тому, что они сохраняют спокойствие и хорошо справляются со всеми проблемами на работе, в них видят очень надежных и стабильных работников.

Проблемой этого стиля является то, что они не любят признавать свои слабости, и считают слабостью любую неспособность справиться с работой: «скорее подвергнемся перегрузке, чем попросим других о помощи». Могут маскировать свои проблемы, «припрятывая» работу. Обычно рабочий стол выглядит аккуратно, но корреспонденция хранится отдельно в специальном «долгом ящике». Окружающие сложно воспринимают отсутствие эмоций у людей этого стиля в ситуациях, когда большинство людей чувствует напряжение.

Администратор

Этот человек сосредоточен на том, как что-то делается, а не что и зачем. Он методичен и любит, когда все хорошо организовано. При обсуждении любой идеи именно этот человек задает вопросы о том, как конкретно идея будет реализовываться. Для него хорош тот работник, который действует согласно правилам и не создает проблем.

Этот человек всегда хочет знать, что происходит, иначе он не сможет спать спокойно. Этот человек то и дело беспокоится. Его беспокоит точность и достоверность информации, все ли придут вовремя и т.д. и т.п. Чаще всего этот человек приходит и уходит вовремя, его стол в абсолютном порядке.

Он предпочитает не рисковать. Ему хочется надежности и порядка, изменения скорее им воспринимаются как угроза. Он очень не любит, когда меняются планы. "Все уже решено, - говорит он. - Мы потратили уйму времени, чтобы договориться, а вы хотите все начать сначала!" Он очень любит все документировать. 

Этот человек просто обожает обучение. В организации постоянно проводятся семинары, учебы и совещания. С помощью этого он пытается привить в организации общие стандартные подходы к решению проблем. 

Характеристика стиля «БУДЬ СОВЕРШЕННЫМ» включает в себя поиск совершенства – никаких ошибок, все должно быть совершенно, правильно с первого раза. Этот рабочий стиль означает, что люди хорошо организованы, потому что смотрят наперед, готовятся к потенциальным проблемам, стараются сделать все возможное, чтобы все шло гладко. На них можно положиться в плане точного исполнения работы. Сильными сторонами являются точность, внимание к деталям и тщательность.

К сожалению, от «Будь Совершенным» нельзя ожидать исполнения работы в срок, потому что они должны очень тщательно проверить ее на предмет ошибок и не могут предоставить набросок вместо окончательной версии. Также часто переоценивает необходимое количество деталей. Включает слишком много информации и может запутать. Тщательно подбирает слова и может использовать длинные сложные выражения или технические термины, непонятные для других.

Новатор

Этот человек, который постоянно "выдает на гора" новые предложения.Одни удачные, другие не слишком. Иногда это просто поток идей. Именно он больше всех говорит на совещаниях. Часто он подобен школьнику, который тянет руку всегда, даже не дослушав вопрос учителя. Какое бы решение ни было предложено, у него есть другой вариант.   Он очень любит перемены.

Этот человек не лишен способности выслушать чужое мнение и умеет подмечать детали. Однако от него почти нереально услышать: "Позвольте мне возглавить это дело и сделать его". Он только предлагает и ждет, что другие найдут способ их реализовать.  Основный интерес этого человека не сделать работу, и даже не то, будет ли работа сделана, а убедить всех, что именно эту работу надо делать. Этот человек часто очень нравится людям, он пробует новое, он всегда полон энергии.

Этот человек нередко обожает спешку и суету, ему нравится, когда все в движении, когда работа кипит. Ему очень важна аудитория, он любит собрания и совещания. Обычно он умеет очень хорошо выступать. Этот человек нередко меняет свои планы, с ним бывает тяжело договориться до чего-то конкретного.

Рабочий стиль «СТАРАЙСЯ» связан с усильями, которые вкладываются в задания, поскольку такие люди всегда с энтузиазмом берутся за их исполнение. Энергия достигает пика, когда им приходится делать что-то новое, и они любят использовать все возможности. Результатом является добросовестное внимание ко всем аспектам задачи. Коллектив ценит их мотивацию и то, как они могут сдвинуть задачу с места. Менеджеры ценят то, что «Старайся» добровольно берет на себя новые задания.

У «Старайся» больше стремления попробовать, чем достигнуть успеха. Его первоначальный интерес истощается до того, как он заканчивает задание. Его внимание к такому большому количеству аспектов делает работу до невозможности огромной, и даже если он завершает большую часть работы, продолжает видеть в ней разные новые открытые возможности, и ему трудно согласиться, что работа сделана.

Интегратор

Этот человек проясняет недоразумения в отношениях, примиряет людей, может договориться с каждым. Проблема в том, что ему неважно, о чем договориться, главное - найти компромисс. Он тонко чувствует других людей, сопереживает им. Нередко у него у самого есть ряд личностных проблем, что позволяет ему откликаться на чаяния, проблемы и нужды других людей, ставя их выше собственных интересов. 

Именно этот человек чаще всего приходит просить за кого-то. У этого человека редко появляются свои идеи, но он отлично выражает мнение большинства. Он всегда «держит нос по ветру». Он очень стремится получить одобрение других. Очень редко кого-то критикует. Он один часто знает личные проблемы людей.  

Чаще всего этот человек очень мягкий и комфортный для многих. Он очень ценит единство, и старается гасить возникающие конфликты, примиряя людей. При этом он не задумывается о том, что иногда и конфликты нужны. Для него не очень значима эффективность организации, важнее - хороший климат и отношения. Он очень понимающий человек. Он хочет знать, кто, что и о чем думает, он хочет всеобщего согласия.

Он не задумывается о долгосрочной перспективе, главное, чтобы сейчас все было тихо и мирно.

Люди рабочего стиля «РАДУЙ» являются хорошими командными работниками. Они стремятся поддерживать гармонию, интуитивны и чутки к настроениям других. Этот рабочий стиль означает, что с людьми приятно общаться, потому что они толерантны и понимающи. Они обращают внимание на чувства окружающих и объединяют команду, принимая во внимание мнение каждого. Люди стиля «Радуй» также очень заботливы. Они проявляют искренний интерес к другим людям на личностном уровне, ободряют и поддерживают людей, когда перед ними встают потенциально стрессовые задачи.

Старания сохранить хорошие отношения могут помешать высказываться прямо. Они также могут быть настолько озабочены тем, чтобы сохранить одобрение других, что с почти параноидальной настойчивостью стараются быть приятными любой ценой. Они из тех, кто извиняется, если им наступают на ногу.

Люди с характеристикой «Торопись» работают быстро, хорошо справляются с ограниченными сроками и могут сделать многое за короткое время. Такой рабочий стиль может быть у каждого руководителя и любой функции менеджмента. Для  «Торопись» мотивацией является все делать быстро. Чувствует себя хорошо, если выполняет задачи в кратчайшее возможное время, и энергия у таких людей достигает пика под давлением. Главной сильной стороной «Торопись»  является количество работы, которое он может сделать. Они тратят меньше времени, чем другие, на подготовку, и это дает больше ресурсов.

При этом, если «Торопись» дать больше времени, он откладывает начало работы, пока она не станет срочной – только тогда за нее берется. Это может навредить, потому что в спешке делает ошибки. Возврат назад для исправления ошибок занимает больше времени, чем если бы сделали работу правильно с первого раза, и в конце концов может не уложиться в сроки. Его способность думать быстро заставляет казаться нетерпеливым. Он говори быстро и имеет привычку перебивать других. Может даже заканчивать за них предложения, часто недопонимая и оказываясь вовлеченным в ненужные споры. «Торопись» планирует встречи со слишком маленьким промежутком, и несется с одной на другую, опаздывая и убегая раньше времени.

Как можно использовать знание своего рабочего стиля в менеджменте организации? Практически каждому человеку, так или иначе вовлеченному в менеджмент, приходится решать вопрос о повышении эффективности своей работы. На протяжении более чем столетия теоретики пытаются найти решение этого вопроса. Американский консультант в области управления Ицхак Адизес нашел на него оригинальный ответ. Он утверждает, что идеальным руководителем стать невозможно, поскольку функции менеджмента столь разнообразны, что один человек не может владеть всеми ими в совершенстве.  Ицхак Адизес считает, что один человек не способен выполнять все четыре роли, необходимые для эффективного руководства организацией: быть и производителем результатов, и администратором, и предпринимателем, и интегратором. Место несуществующего «идеального руководителя» должна занять взаимодополняющая команда менеджеров, каждый член которой умеет выполнять одну из ролей в совершенстве, а остальными владеет на приемлемом уровне. Однако вывод Адизеса вовсе не пессимистичен: если правильно понять собственные склонности, сильные стороны и ограничения, а также прилежно учиться на собственном и чужом опыте, то, став менеджером, можно многого добиться.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.           Аспекты формирования социального здоровья в образовательной среде: Монография / В.В. Бондарева, Г.Е. Гун и др./ - СПб.: ЛОИРО, 2009.

2.           Бондарева В.В.  Рабочие стили. http://bondhsi.ru/rabochie-stili

3.           Ицхак Кальдерон Адизес  Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 264 с.

4.   Фишбейн Д.Е. «Трудно быть богом! А стоит ли?» - Журнал «Директор школы», №4, 2007

5.   Фишбейн Д.Е. «Что отражает ваше «внутреннее» зеркало?» - Журнал «Директор школы», №6, 2007