Жизненная позиция в процессе коммуникаций супервизор-супервизируемый - Санкт-Петербургская Организация Транзактного Анализа

Жизненная позиция в процессе коммуникаций супервизор-супервизируемый

Автор: Соболева Е.С.

«Вы не овладеете искусством психотерапии, читая книги, работая на компьютере, просматривая видеозаписи и перебирая бумаги; этому искусству вы должны научиться у других людей в процессе глубокого, внутреннего общения с ними… (Smith,1990)

Супервизия является неотъемлемой частью в подготовке специалистов Транзактного Анализа. Предметом супервизии являются знания и практический опыт специалиста, а основной целью супервизии становится его профессиональное развитие. Эти два понятия связаны между собой супервизионным процессом.

В своих работах Колб отмечал, что обучение - это процесс, в котором каждый человек начинает с личного опыта, и посредством рефлексии, вырабатывает новую идею и переходит на другую стадию знания и опыта. Этот процесс напоминает спираль, которая включает опыт, рефлексию, формирование новой концепции и проверка ее через новый опыт. Для прохождения этого цикла необходимо также, чтобы система супевизор-супервизируемый находилась в определенных профессиональных отношениях. Известно, что основным философским принципом Транзактного Анализа является представление, что каждый человек - ОК. Это означает, что человек умеет думать, а значит, ставить вопросы и находить ответы, имеет для этого свой ресурс и потенциал, может брать ответственность за свои мысли, чувства и действия. Контракт, как простая и ясная договоренность между людьми наилучшим образом удовлетворяет этим принципам и регулирует отношения между людьми. Используя опрос и наблюдение, можно прийти к выводу, что в ряде случаев, специалисты, которые обращаются за супервидением ,в диаде супервизор супервизируемый, стремятся занять ряд не конструктивных позиций Я+Ты – не доверяя супервизору или Я-Ты+ не доверяя своему опыту, или позицию выжидания Я-Ты-. Известно , что все эти позиции содержат обесценивания и приводят к неконструктивным взаимоотношениям – психологическим играм.

Задачей супервизора является анализ процесса супервизии на всех его этапах и позитивная конфронтация происходящего с целью перехода на конструктивным и развивающим отношениям. Соответственно позиции супервизора и супервизируемого изменятся на Я+Ты+, что позволит каждому участнику извлечь личностный и профессиональный опыт.

Сведения об авторе:
Соболева Елена Сергеевна, практический психолог, Член Санкт-Петербургского объединения транзактного анализа, филиала Европейской Ассоциации Транзактного Анализа. PTSTA (P)

Опубликовано в:
Коммуникативные технологии в современном мире. // Материалы Международной научно-практической конференции. – СПб., ООО Издательство «ОМ-Пресс» 2006.