Этикет, этика и профессиональная педагогическая этика

Опубликовано в Сб. «Этика профессиональной деятельности» материалы международной научно-практической конференции 4 июня 2011 года. Под ред. А.М. Ходачека. НИУ ВШЭ. СПб, 2011.стр. 6-11

 

В.В. Бондарева

В словаре В.Даля 1881г. имеется только французское слово «этикет», что означает «чин, порядок, светский обык (привычка) внешних обрядов и приличия; принятая условная ломливая вежливость; церемониал;

внешняя обрядливость». В этом определении слова чувствуется отношение автора словаря к условным нормам морали и их роли в обществе – этике того времени.

Слово «этика» объясняется в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова 1972г. как совокупность норм поведения (обычно к какой-нибудь общественной группе). Здесь же приводятся примеры этических норм разных профессиональных групп.

В этом же словаре «этикет» приобретает новое определение – «установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения», закрепившееся в понимании современного человека. Основа этого определения вошла в Советский энциклопедический словарь с дополнением приложения этикета где-либо – первоначально в определенных социальных кругах, например, при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.

Любопытно, что в Словарь иностранных слов более жестко трактует слово «этикет», как строго установленный порядок и формы обхождения. И в нем же дается определение латинского слова этика – обычай, характер, как – 1) философское учение о морали, о нравственности, как одной и форм идеологии, о ее сущности, классовом содержании, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни; 2) система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу, своему классу, родине и друг другу.

Более полно и всесторонне Советский энциклопедический словарь дает определение греческому слову «этика», от «ethos» - обычай, нрав, характер, как философской дисциплине, изучающей мораль и нравственность. Термин впервые употребляется Аристотелем, как обозначение особой области исследования. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т.е. совпадала с антропологией.

Многие известные мыслители давали свое определение этики. Этика нидерландского философа-материалиста, пантеиста Бенедикта Спинозы – это учение о субстанции и ее модусах. Этика – наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи, так называемой «автономной этики», основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. Марксистская этика, обосновывая относительную самостоятельность морали как формы общественного сознания, утверждает общественно-историческую обусловленность, классовый и общечеловеческий характер нравственных требований и норм.

На протяжении всей своей истории этика выступала одновременно и как знание о морали (ее происхождении, сущности, содержании и т.д.), и как практическая философия в виде учения о правильной и достойной жизни. Тем самым она была наделена двумя функциями: познавательно-просветительной и нравственно-воспитательной. Относительная самостоятельность и несовпадение этих функций послужили причиной постепенного обособления в составе этики двух взаимосвязанных частей – теоретической и нормативной, ориентированных соответственно на познание морали и жизнеучение.

Теоретическая этика - это наука, описывающая и объясняющая мораль как особое социальное явление. Она отвечает на вопросы что такое мораль, чем она отличается от других общественных феноменов, каково ее происхождение, как она менялась исторически, каковы механизмы и закономерности ее функционирования, в чем заключается ее социальная роль и т.д.

Нормативная этика представляет собой систему моралистических (моральных) рассуждений, имеющих целью поддержание и сохранение в обществе фундаментальных нравственных ценностей. Она призвана формулировать ответы на вопросы о добре и зле, о правильном поведении человека в обыденных жизненных ситуациях и т.д. В связи с этим нормативная этика провозглашает и отстаивает определенную моральную позицию, выражая ее в виде нравственных идеалов, принципов, правил и норм поведения. Она обращена, прежде всего, к критически мыслящей личности, способной поставить под сомнение любые постулаты. Разумные доводы в пользу тех или иных положений нормативной этики способствуют превращению внешнего для личности социального императива (моральной нормы) во внутренний импульс (например, чувство профессионального долга, нравственную мотивацию поведения и т.д.).

Выработка и обоснование нравственных императивов нормативной этики применительно к единичным или типовым ситуациям, с которыми люди сталкиваются в своей личной, профессиональной или общественной жизни, - область деятельности создателей профессиональных этических кодексов (педагогическая и психологическая этика, этика сферы услуг, этика бизнеса и т.п.). Вся эта деятельность представляет собой конкретизацию и практическое применение некоторых общих этических принципов. Следовательно, особенность нормативной этики заключается в том, что она подводит рациональное основание под фундаментальные ценности, которые служат ориентиром для повседневной практики.

Нормативные требования педагогической этики профессиональной деятельности формируются на соответствующих положениях двух составных частей общей этики – профессиональной и педагогической. Профессиональная этика рассматривается как кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые возникают в процессе из их профессиональной деятельности. Ее особенностью является тесная связь с деятельностью членов конкретной учебной, производственной и т.д. группы и неразрывное единство с общей теорией морали.

Появление понятия «педагогическая этика профессиональной деятельности» и выделение ее в отдельную, относительно самостоятельную отрасль научных знаний связано со специфической деятельностью различных трудовых категорий людей, как разновидностью общественно полезного труда, необходимого в современных условиях. Достаточно подчеркнуть, что у руководителей категории «менеджер», как показывает хронометраж, в среднем около 80% рабочего времени уходит на решение задач, предполагающих межличностное взаимодействие с сотрудниками фирмы. Следовательно, профессионально-этические аспекты управленческого труда заключены как в его содержательной характеристике, так и в структурных элементах - целях, задачах, мотивах, характере «орудий труда», оценке его результатов и т.д

Следует отметить, что одной из важных особенностей профессионального труда специалиста высшей образовательной квалификации является то, что многие моральные требования не нашли своего отражение и не получили юридического закрепления в документах, регламентирующих их профессиональную деятельность. В то же время профессионально-этические аспекты решения им управленческих задач могут быть представлены в трех сферах:

 

·        в личностно-должностных нормах (как конкретные профессионально-этические качества);

·        в сфере нравственно-правового регулирования системы взаимоотношений менеджера с различными категориями сотрудников, в многообразных видах служебно-воспитательного общения с подчиненными, начальниками и коллегами;

·        в сфере использования дисциплинарных прав, различных методов и средств воспитательного взаимодействия (применение поощрений и наложение взысканий, обеспечение личной примерности и т.д.).

 

Следовательно, объективная необходимость существования определенных этических норм профессиональной деятельности обусловлена тем, что они выступают в неразрывном единстве с правовой стороной профессиональной деятельности менеджера (специалиста) и требуют их неукоснительного исполнения. К тому же профессиональная деятельность выпускников высших образовательных учреждений относится к тем видам человеческого труда, где объектом и предметом является конкретный человек, его профессиональное обучение и воспитание, личностное развитие. В этом заключается высший этическо-педагогический долг руководителя.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов, этических категорий и правил. Также педагогической этикой раскрывается нравственный характер профессиональной деятельности специалистов сферы образования, нравственные отношения в профессиональной среде, основы педагогического этикета людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Первые элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

По мере своей эволюции педагогическая этика формировала присущие ее времени этические требования. Так, например, философы античного общества (Демокрит, Платон, Аристотель и др.) в своих работах писали о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения. В то же время Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогической этики на профессиональный уровень – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребенка в процессе учебы и ее результатах.

В эпоху средневековья общество не интересовала проблема разработки вопросов педагогической этики ввиду доминирования религии в сфере общественного обучения и воспитания.

В эпоху Возрождения эти вопросы получили последовательное развитие в трудах М.Монтеня, Я.А.Коменского, Дж. Локка и др. В качестве правил педагогической этики предполагалось обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать «душевные склонности ребенка», не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником. В ряде работ делается акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критике формально-показного выполнения учительских обязанностей, уделяется внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником и т.д.

Представители эпохи Просвещения (Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Дистервег и др.) сформулировали требования к нравственному облику учителя, выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Они считали, что учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. В связи с этим истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировать идеи трудового и нравственного воспитания.

Качественно новый этап в разработке проблем педагогической этики связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей эпохи Просвещения. В частности, большое внимание этому вопросу уделял Н.А.Добролюбов, который в своих работах доказывал, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твердых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.

В советское время разработку проблем педагогической этики мы находим в трудах В.А.Сухомлинского, В.И.Писаренко, И.В.Чернокозова и др. Ими неоднократно подчеркивалось, что этические требования должны отражать живые человеческие отношения между педагогом и детьми.

В последние годы перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач, которые могут быть разделены на теоретические и прикладные. В их числе исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучение процесса формирования нравственных потребностей педагогов, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога в связи с переориентацией отечественной педагогической теории и практики на гуманистические позиции и др.

Литература:

  1. Ожегов С.И. и шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
  2. Педагогическая культура и этика профессиональной деятельности. http://moy-bereg.ru/pedagogicheskaya-kultura/pedagogicheskaya-kultura-i-etika-professionalnoy-deyatelnosti-2.html
  3. Словарь иностранных слов. – М.: Сирин, 1996. – 608с.
  4. Словарь иностранных слов в русском языке.. – М - ЮНВЕС, 1996. – 832 с.
  5. Советский энциклопедический словарь. – М. «Советская энциклопедия», 1990.