Европейская модель образования (на примере программы подготовки психотерапевтов транзактного анализа)

В.Е.Гусаковский,
к.ф.-м.н., член Санкт-Петербургского объединения транзактного анализа, психотерапевт Европейского реестра, сертифицированный транзактный аналитик (СТА), тренер и супервизор (TSTA) Европейской ассоциации транзактного анализа

Подготовка психотерапевтов транзактного анализа (ТА) по стандартам Европейской ассоциации является новой инициативой на пространстве СНГ. Программа разработана как дополнительное образование...

к основной специальности в виде 4-летнего курса и была апробирована в рамках Профессиональной психотерапевтической лиги России в Москве и в 4-х различных городах Украины, в рамках Украинской ассоциации ТА (УАТА). Базовые принципы и методология программы могут представлять ценность при разработке и других программ профессионального обучения на стадии перехода к европейской модели образования.
В настоящее время все еще сильны традиции академического образования времен СССР, которое имело сильные и слабые стороны. В лучшем случае оно следовало либеральной модели образования в классификации Непер и Ньютон [3], обеспечивая надежную базу академических знаний, опирающихся на объективные, проверенные факты. В этой модели учащийся рассматривается, как своего рода контейнер знаний, который должен быть наполнен преподавателем. Эта модель предполагала односторонний поток информации от преподавателя к учащемуся и имела такие недостатки как пассивность учащихся, недоиспользование их творческого потенциала и недоучет индивидуальных различий. Все же нужно принять во внимание, что особенно в начале обучения учащиеся чувствуют себя безопасно в этой традиции, и им нужно время и личностные изменения, чтобы подготовиться к другой образовательной модели.
Гуманистическая модель образования Непер и Ньютон [3], направленная на самостоятельный профессиональный и личностный рост учащихся при поддерживающей роли преподавателя лучше соответствует основным ценностям TA. Следуя этой традиции, по мере готовности учебной группы профессиональный и персональный опыт учащихся становится центром внимания и основой для построения учебного плана. Гуманистическая модель образования делает акцент на индивидуальности учащихся, что может вступать в определенные противоречия с традициями российской культуры. Также она является стимулом и предполагает необходимость личностного развития учащихся. По моему опыту комбинация упомянутых образовательных моделей с постепенной трансформацией от либеральной к гуманистической модели образования дает хорошие результаты в культурном контексте стран СНГ.
В соответствии с вышесказанным основные принципы, на которых базируется обучение ТА следующие:
1. Поддержка естественного стремления к обучению. Идея естественного стремления к обучению, которое свойственно всем людям, происходит от известной в TA концепции «физиса» или силы природы, ведущей людей к здоровью и развитию (Берн, 1972). Практически это означает поддержку мотивации учащихся на высоком уровне.
2. Уважение индивидуальных различий. Эта идея соответствует одному из главных принципов TA о достоинстве любой личности.
3. Передача ответственности за обучение учащимся (empowerment) стала часто используемой концепцией образования (Непер и Ньютон, [3]). Идея перекликается с философскими положениями TA о персональной ответственности за собственную жизнь и автономии (Берн, [1]).
4. Уважение традиций и готовность к изменениям. Эта идея, связана с положением TA, что люди могут определять и переопределять свою жизнь (Берн, [1]). Также это связано с принципом безусловного позитивного принятия (Роджерс, [4]), общим для всех гуманистических подходов.
5. Соответствие содержания и процесса. Идеи о том, что психологический уровень коммуникации имеет приоритет над социальным уровнем, а процесс - над содержанием хорошо развиты в TA (Берн, [1]). С точки зрения эффективности процесса обучения это означает выбор адекватных методов и способов обучения, соответствующих содержанию. Я упомянул гуманистическую образовательную модель, которая, по моему мнению, являются подходящей, чтобы иллюстрировать основу мировоззрения TA. При этом важно, чтобы сама личность преподавателя моделировала концепции TA. Я рассматриваю это также как обязательство непрерывного личностного развития преподавателя.

Литература:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., Прогресс, 1988.
2. Стюарт Я и Джойнс В. Современный транзактный анализ. С-Пб., Социально - психологический центр, 1996.
3. Napper, R. & Newton, T. (2000) TACTICS, TA resources
4. Rogers, C. (1961) On Becoming a Person, Houghton Mifflin

Интернет-сайты:
• Санкт-Петербургское объединение транзактного анализа (СОТА) http://www.sitanews.narod.ru/
• Европейская ассоциация транзактного анализа (ЕАТА) http://www.eatanews.org/
• Персональный сайт Гусаковского Владимира Евгеньевича http://www.goussakovski.narod.ru/