Этический кодекс ЕАТА - Раздел II

Страница 3 из 5: Раздел II

Раздел II

Основной Этический Кодекс

Этика – это дисциплина, описывающая основные ценности, которые ускоряют процесс самоактуализации человека.

Ценности создаются на основе экзистенциальных и философских взглядов; равнозначны для всех людей и влияют на благополучие «Я» отдельной личности и других людей. Они универсальны и существуют вне границ культурных норм и индивидуальных представлений.

Этические принципы создаются на основе ценностей и отражают установки, которые необходимы для того, чтобы ценности воплощались в профессиональной практике. Такая природа принципов вынуждает интерпретировать их с точки зрения культуры: в разных культурах некоторые принципы находят разное выражение. Также, принципы имеют значение для всех, кто непосредственно или опосредованно связан с данным практикующим специалистом.

В данном разделе мы даем понятие и определения специфическим ценностям и этическим принципам. Данные ценности имеют первостепенное значение для здорового развития (индивидуального и межличностного) и, поэтому, относятся к основным правам человека. Поэтому, ценности, заявленные в данном Кодексе, согласуются с положениями Всеобщей Декларации Прав Человека[1].

Кодекс дает краткое определение этических принципов, которые необходимо применять на практике, принимая во внимание всех, кто непосредственно или опосредованно вовлечен в данную деятельность. Поэтому, каждый принцип сопровождается описанием возможных объектов, которые необходимо учитывать, чтобы поведение профессионала было этически корректным. Эти объекты: клиент, Я как практикующий специалист, тренируемые, коллеги, человеческое окружение / сообщество.

2.1. Базовые ценности

Ценность - это фундамент, на котором люди строят собственное развитие и самоактуализируются. Ценности - это отражение естественного права, которое помогает людям с


1 Принята 10 декабря 1948 на Генеральной Ассамблее ООН

Данная система взглядов также согласуется с экзистенциональными и философскимиположениями Транзактного Анализа. Список нельзя считать полностью завершенным, так как к нему можно добавить множество других ценностей.

С учетом разнообразия видов профессиональной деятельности фундаментальными ценностямидля членов ЕАТА являются:

  1. Достоинство человека[1]
    Каждый человек одинаково ценен, несмотря на пол, социальное положение, вероисповедание,этническую принадлежность, уровень физического и психического здоровья, политические убеждения, сексуальную ориентацию.

  2. Свобода волеизъявления[2]
    Каждый человек свободен в выборе своего будущего, с учетом границ государственногозаконодательства, потребностей самого человека и других людей. Каждый человек учится на собственном опыте, несет личную ответственность, принимая во внимание природу и свободу других людей.

  3. Здоровье[3]
    Физическое и психическое благополучие - это право каждого человека и должно эффективноохраняться.

  4. Безопасность[4]
    Каждый должен иметь возможность исследовать мир и развиваться в среде, котораяпредоставляет чувство защищенности.

  5. Взаимность[5]
    Поскольку все люди живут и развиваются в социальной среде, они заинтересованы во взаимномблагополучии; вступают в отношении взаимной зависимости для того, чтобы добиться безопасности для себя и других.

Данные ценности непосредственно связаны друг с другом и влияют на профессиональнуюдеятельность специалистов, практикующих в ТА.

2.2. Базовые этические принципы

Принимая во внимание природу ценностей и их значение в жизни человека как гарантии соблюдения уважения прав всех людей, необходимо четко определить правила поведения, строго связанные с ценностями. Этические принципы формируются на основе ценностей и регулируют практическую деятельность для достижения благополучия, развития и личностного роста. Они носят предписывающий характер и предоставляют критерии для оценки этичности поведения.

На основе ценностей можно выделить ряд этических принципов, главные из которых - это:

  • Уважение
  • Поддержка
  • Защита
  • Ответственность
  • Согласие во взаимоотношениях

В рамках помогающих профессий поведение является этичным, если при использовании этических принципов учитываются различные аспекты. Главные объекты внимания:

  • Клиенты
  • Я как практикующий специалист
  • Тренируемые
  • Коллеги
  • Человеческое окружение / сообщество.

Практикующие специалисты в области ТА учитывают ценности и этические принципы и анализируют свою деятельность для того, чтобы решить, как относиться и вести себя с каждым из вышеупомянутых объектов. Практикующий специалист анализирует ситуации с точки зрения влияния этических принципов на практическую деятельность и избирает поведение, принимая во внимание широкий круг факторов, например, клиента, себя, среду и т.д.

Краткое определение каждого принципа сопровождается описанием объектов внимания, что поможет практикующему специалисту оценить ситуацию и нести ответственность за свой выбор. Это, прежде всего, описание эффективной деятельности в рамках данного этического принципа. Таким образом, практикующий специалист получает возможность задать себе определенные вопросы для того, чтобы применять принципы на практике. Данный список не является окончательно завершенным, и каждый практикующий специалист, анализируя 5 вышеозначенных объектов, может обнаружить что-то новое. Данный анализ поможет практикующим специалистам определить истинные причины своего поведения.

  1. Уважение к каждому индивиду как к человеку, несмотря на какие-либо особые характеристики или качества.
    • по отношению к клиентам: практикующий специалист полностью осознает и стремится понять личную систему взглядов каждого человека. Это знание поможет привести ее в согласие с собственным мировоззрением специалиста. Он / она предоставляет клиенту услуги наилучшего качества. Практикующий специалист предоставляет безопасную и профессиональную среду и осознает власть своего положения, заботится о создании доверительного окружения, избегает ситуаций эксплуатации кого бы то ни было и т.д.
    • по отношению к себе: практикующий специалист принимает во внимание собственные планы/трудности/предпочтения и направляет к компетентным коллегам клиентов или ситуации, с которыми они не хотят или не могут работать и т.д.
    • по отношению к тренируемым: тренер, осознавая уровень образования тренируемых, предоставляет необходимую поддержку, образовательные ресурсы и готов изменять собственный стиль преподавания для того, чтобы подстроится под образовательные потребности тренируемого и т.д.
    • по отношению к коллегам: практикующий специалист осознает профессиональный уровень своих коллег, и если у него /нее возникают определенные сомнения насчет одного из них, он / она обсуждают их непосредственно с данным коллегой. Получив ответ, практикующий специалист выносит непредвзятое суждение по данной проблеме и т.д.
    • по отношению к сообществу: практикующий специалист учитывает особую культуру своего сообщества и не стремится навязывать собственные ценности.

  2. Поддержка. Принцип поддержки подчеркивает важность поощрения личностного роста.
    • по отношению к клиентам: практикующий специалист берет обязательство развивать у клиента осознание достоинства, ответственности, прав и т.д.
    • по отношению к себе: практикующий специалист постоянно повышает уровень своего образования в данной области специализации, расширяя свои знания и усиливая свой профессиональный и личностный рост и т.д.
    • по отношению к тренируемым: практикующий специалист оценивает компетентность своих тренируемых и помогает им развивать свой потенциал, расти в личностном и профессиональном планах и достигать благополучия и т.д.
    • по отношению к коллегам: практикующие специалисты уважают вклад своих коллег и создают возможности для повышения своего профессионального уровня, обмениваясь друг с другом опытом, а не ревностно отстаивают свои открытия и т.д.
    • по отношению к сообществу: практикующие специалисты думают о благополучии всего сообщества, равно как и отдельных людей и т.д.

  3. Защита предполагает заботу о себе и других (физическую или психологическую) с учетом уникальности и ценности каждого человека.
    • по отношению к клиентам: практикующий специалист предлагает клиентам необходимые услуги, предоставляя безопасную среду (то есть конфиденциальность, физическую безопасность, информированное согласие на проведение процедур повышенного риска) и осознавая все разрушительные тенденции клиента. Они не заключают профессиональные контракты и не работают по ним, если определенная деятельность или взаимоотношения подвергают опасности профессиональность контракта (G)[6]; соблюдают конфиденциальность, даже когда терапевтические взаимоотношения завершаются (H) и т.д.
    • по отношению к себе: практикующий специалист руководствуется своими ценностями и следует своему образовательному процессу. Практикующий специалист отказывается работать с ситуациями, которые могут привести к конфликту с самим собой или требуют более высокий уровень компетентности. Они заботятся о своей безопасности и прекращают взаимоотношения с клиентом, если ощущают какие-либо физические или психические симптомы, которые не позволяют им эффективно и компетентно работать с клиентом (К) и т.д.
    • по отношению к тренируемым: практикующий специалист приглашает тренируемых к пониманию своих предпочтений и ограничений, чтобы защитить себя как специалистов, и клиентов от неэффективных или вредных интервенций. Они поощряют тренируемых заботиться о своем личностном и профессиональном росте, обращать внимание на свой личностный стиль и работать с личностными проблемами, которые угрожают их безопасности или безопасности других людей и т.д.
    • по отношению к коллегам: практикующие специалисты готовы конфронтировать унижающие достоинство утверждения или действия коллег (В) и т.д.o по отношению к сообществу: они предоставляют услуги, которые полностью соответствуют законам страны (I) и т.д.

  4. Ответственность подразумевает учет последствий действий человека как клиента, тренера, супервизора, консультанта и т.д.
    • по отношению к клиентам: практикующий специалист заключает четкий контракт и прекращает профессиональные взаимоотношения, если клиент не способен или не хочет действовать автономно и брать на себя ответственность (Е). Они никоим образом не эксплуатируют клиентов (F) и действуют так, чтобы не причинить намеренного вреда клиенту (C) и т.д.
    • по отношению к себе: практикующий специалист принимает во внимание влияние своего положения на клиента и заботится о том, чтобы эффективно отвечать на потребности клиента, улучшая его здоровье и предотвращая любые злоупотребления и др.
    • по отношению к тренируемым: практикующий специалист осознает образовательные потребности своих тренируемых и предоставляет им инструменты и информацию, необходимые для обучения. Если тренируемые не хотят изменять сложившуюся этически некорректную ситуацию, они проводят определенную конфронтацию и проводят специфическое этическое разбирательство и т.д.
    • по отношению к коллегам: практикующие специалисты принимают на себя ответственность по конфронтации коллег, которые, по их хорошо взвешенному мнению, поступают некорректно с этической точки зрения. Не сумев решить проблему самостоятельно, они докладывают о данном коллеге соответствующему этическому органу (L) и т.д.
    • по отношению к сообществу: они считают своей профессиональной обязанностью заботу о психологическом и физическом здоровье общества и т.д.

  5. Согласие во взаимоотношениях означает развитие искренней заинтересованности в благополучии клиента.
    • по отношению к клиенту: практикующий специалист обязательно принимает во внимание внутренний мир каждого человека и свой вклад в него.
    • по отношению к тренируемым: практикующий специалист обучает тренируемых принимать во внимание внутренний мир клиентов.
    • по отношению к коллегам: практикующий специалист участвует в конференциях, например, делится своими достижениями.
    • по отношению к сообществу: они осознают и активно участвуют в жизни своего сообщества.

[1] Статьи 1, 2, 3 Всеобщей Декларации, см. Приложение
[2] Статьи 18, 19 Всеобщей Декларации, см. Приложение
[3] Статьи 24 и 25 Всеобщей Декларации, см. Приложение
[4] Статьи 22 и 23 Всеобщей Декларации, см. Приложение
[5] Статья 29 Всеобщей Декларации, см. Приложение
[6] В вводных письмах, которые относятся к Этическому Кодексу ЕАТА.

Для того, чтобы принять этичное решение практикующий специалист пользуется одним или несколькими этическими принципами, которые помогают ему / ей проводить оценку различных ситуаций, чтобы сделать хорошо обдуманный выбор. Однако, вполне возможно, что практикующие специалисты могут оказаться в ситуациях, в которых применение данных принципов невозможно.

Несмотря на такую проблему, практикующий специалист все же обязан оценить специфику ситуации, рассмотреть различные варианты решений и точки зрения и нести ответственность за свои решения.

Следующая схема (рис. 1) - синтез основ Этического Кодекса. Существует три уровня оценки ситуаций с позиции этики:

  1. Уровень 1, Основные ценности - относятся ко всем людям и имеют одинаковое значение во всем мире.
  2. Уровень 2, Этические принципы - интерпретируются на уровне отдельной культуры и отличаются в различных профессиях.
  3. Уровень 3, Группа - объект внимания - означает людей или ситуации, которые необходимо принимать во внимание, чтобы осуществлять деятельность этично.

ris11

Страница

Не знаете в каком разделе то, что вам нужно? Воспользуйтесь поиском по сайту.

Возникли вопросы?

Заполните форму и мы обязательно Вам ответим!


© 2021 Санкт-Петербургская Организация Транзактного Анализа (СОТА)