ПРОГРАММА КУРСА «ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В ПСИХОТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИИ»

 (разработана группой российских сертифицированных трансактных аналитиков  Шустовым Д.И., Зуйковой Н.Л., Агибаловой Т.В., Коновой Д.А.; 2013-2020 г.г. ), соответствующая международной практике подготовки  учащихся к сдаче сертификационного   экзамена по Трансактному Анализу (процедура экзамена описана в руководстве ЕАТА – handbook  EATA: https://eatanews.org/ta-training-2/#handbook) и программе обучения  Европейского  стандарта

Темы и содержание занятий.

  1. Контракты.


    Теория: Философия ТА. Контрактный метод и понятие автономности. Контракты в консультировании. Заключение временных контрактов, сеттинг.  Групповые контракты. Финансовый контракт. Первая сессия с клиентом. Терапевтическое намерение (Гринсон, 2003).

    Практические навыки: методы контрактирования и структурирования рабочего пространства. Выстраивание сотруднических взаимоотношений и «ослабление напряжения». 

  2. Структура личности.


    Теория: Структурная и функциональная модель личности в ТА. Структурная патология и реальные клинические проблемы на невротическом, личностном и психотическом уровнях функционирования. Внутриличностные конфликты и тупики.

    Практические навыки: построение эгограмм, диагностика эго-состояний и тупиков. Техника 3-х стульев. Знакомство с терапевтическими ТА-методамн деконтаминацни, конфронтации и поддержки.

  3. Трансакции и поглаживания.


    Теория: ТА и коммуникации. Трансакции (информация) и поглаживания (стимуляция признания), их отличия.«Строк-цептрированный ТА» (Штайнер, 2003). Профиль поглаживаний. 3 вида голода: признания, стимулов и структуры. Потребности во взаимоотношениях (Эрскин), Знакомство с теорией привязанности Боулби. Дистанции общения.

    Практические навыки: Диагностика межличностных конфликтов и способов выхода из них. Умения давать и получать поглаживания. Определения профиля поглаживаний.

  4. Встречая клиента.


    Теория: Жизненные позиции. Создание атмосферы безопасности в комнате консультанта. Безусловное принятие клиента, эмпатия и конгруэнтность (Роджерс и его «клиент-центрированная психотерапия»). Внутреннее и внешнее благополучие консультанта как психотерапевтический инструмент. Необходимость дидактической терапии. Диагностическое интервью и терапевтический альянс. Неспецифические терапевтические факторы: терапевтический альянс (1), ослабление напряжения (2), познавательное обучение (3), модификация поведения за счет «одобрения – неодобрения» со стороны терапевта (4), тренинг социальных навыков (5), убеждение и внушение (6), усвоение и тренинг новых способов поведения.

    Практические навыки: Умение создавать рабочую обстановку и атмосферу принятия. Отработка навыков активного слушания, отзеркаливания, эмпатии, управления паузами,  тоном голоса и др..

  5. Игры.


    Теория: Виды структурирования времени. Патологические игры. Использование трансакций с «двойным дном». Диагностика игрового поведения и патологических выигрышей. Профессиональные, семейные и сексуальные игры. Понятие о системном анализе и семейной терапии. Игры и созависимость.

    Практические навыки: Узнавание игрового поведения и формирование антитезиса.

  6. Пассивность и обесценивание.


    Теория: Виды пассивного поведения (ничегонеделание, сверхадаптация, ажитация, насилие) Тест на пассивное поведение. Трансакции переопределения. Виды симбиотических взаимоотношений. Грандиозность и беспомощность. Выученная беспомощность. Школа катексиса в ТА: Джеки Шифф и ее дети. Понятие о регрессивном репарентинге.

    Практические навыки: Проведение деконтаминации, катектирования Взрослого и конфронтации пассивности. Использование элементов репарентинга. Отработка навыков уважительного конфронтирования пассивности.

  7. Аутентичные и рэкетные чувства.


    Теория: Работа с чувствами в ТА. Эмоциональная психотерапия. Аутентичные и рэкетные чувства. Понятие о системе рэкета. Работа с фантазиями и усиливающими рэкетную систему воспоминаниями. Диагностика и психотерапия депрессии, стыда, вины, гнева, тревоги и страха.

    Практические навыки: Работа с различными чувствами (катарсис, отреагирование подавленных эмоций, замена позитивными чувства¬ми, прощение).

  8. Сценарии жизни и осознавание.


    Теория: Понятие о сценариях. Ранние решения. Сценарные опросники. Понятие о воспитании и родительском программировании. Сценарий и генетическая наследственность. Осознавание сценария. Классический ТА Эрика Берна.

    Практические навыки: Построение геносоциограмм. Осознавание сценария и работа в рамках когнитивной, ориентированной на инсайт психотерапии сценария жизни.

  9. Сценарии жизни и перерешение.


    Теория: Понятие о сценариях. Предписания, разрешения и ранние решения. Сценарная матрица. Драйверы и позволители. Эпискрипт, антискрипт и минискрипт. Новые решения, сделанные Ребенком. Нарративная концепция сценария.

    Практические навыки: Проведение эмоциональной психотерапии сценария на уровне 1 и 2 тупиков. Техника 2 стульев.

  10. Школы ТА. Классический ТА.


    Теория: Школы ТА и особенности классического ТА  Э.Берна.Разрешение и защита. Интроецированный психотерапевт. Использование сценарных концепций и техник ТА в эмоционально-стрессовой и поведенческой психотерапии. Аварийные люки и защищающие контракты.

    Практические навыки: Использование метода Кроссман «ЗР» и построение плана терапевтических интервенций в рамках теории «сценарной матрицы». Использование разрешения.

  11. Групповая ТА-психотерапия.


    Теория: Теория и техника Групповой ТА-психотерапии. Групповая динамика. Виды групп в зависимости от школы ТА.

    Практические навыки: Навыки ведения группы, заключение группового контракта, анализ групповой динамики.

  12. Школа Гулдингов.


    Теория: Основные школы ТА.Техника редисижн-терапии. Возрастная регрессия и регрессивная психотерапия. Гештальт-психотерапия.

    Практические навыки: Техника 2 стульев, приглашение к регрессии, работа с тупиками.  поддержка нового решения клиента.

  13. Навыки психологического консультирования.


    Теория: ТА в образовании и организационном консультировании. Коучинг. Отличие психотерапии от консультирования. Отличия контрактов.

    Практические навыки: Фокусировки (суммирование услышанного, перефразирование, установление приоритета в цели и др.)

  14. Теории развития.


    Теория: Психоаналитические теории развития. Стадии развития Пам Левин. Задачи развития и техники, восполняющие дефицит соответствующих стадии отношений. Развивающий минитон (Оунс, Кларк).

    Практические навыки: Диагностика задержек и дефицитов развития. Организация эмпатического отзеркаливания дефицитов развития.

  15. Личностные адаптации истерического, пассивно-агрессивного и обсессивно-компульсивного круга.


    Теория:Личностные адаптации и двери психотерапии. Диагностика (описательная и тестовая) и консультирование клиентов с истерической, пассивно-агрессивной и обсессивно-компульсивной адаптациями.

    Практические навыки: феноменологическая и тестовая диагностика личностных адаптации, построение плана терапевтических интервенций в рамках теории «дверей терапии и личностных адаптации» Поля Ва и Ван Джойнса.

  16. Личностные адаптации шизоидного, параноидного и антисоциального круга.


    Теория:Личностные адаптации и двери психотерапии. Диагностика (описательная и тестовая) и консультирование клиентов с шизоидной, параноидной и антисоциальной адаптациями. Психопатология и понятие психоза.

    Практические навыки: феноменологическая и тестовая диагностика личностных адаптаций, построение плана терапевтических интервенций в рамках теории «дверей терапии и личностных адаптаций».

  17. Терапия потери.


    Теория: Психология острого горя и утраты (потери). Теории Линдеманна и Каблер-Росс. Виды нормального и патологического траура. Психотерапия патологических видов траура. Введение в суицидологию.

    Практические навыки: Использование психотерапевтических интервенций на различных этапах «траурной спирали». Терапевтическое сочувствие и Взрослое дистанцирование. Понимание и начальные навыки работы в рамках превенции, интервенции и поственции самоубийств.

  18. Психотерапия вины и стыда.


    Теория: Происхождение и отличие вины и стыда. Карающее супер Эго и Критический Родитель. Совесть. Сопережевание.

    Практические навыки:  Диагностика вины и стыда и их поведенческих маркеров. Разрешение и уважительная конфронтация.

  19. Психотерапия гнева. Прощение и динамика прощения.


    Теория:Различные виды гнева. Личностные типы. Психосоматика гнева. Гнев и агрессия, аутоагрессия. Преследование и месть. Подавленный гнев. Прощение и его стадии. Примирение.

    Практические навыки: Работа с гневом: психологическое «удерживание», методики управления гневом, трансформация гнева, методики выражения подавленного гнева

  20. Профессиональная практика и этика.


    Теория:Законодательство в области психиатрии и психотерапии. Лицензирование и сертификация. Профессиональная этика. Супервизия и ее задачи (виды и способы супервизии). Дидактическая психотерапия и группы равных. Финансовые отношения. Этический устав ТА.

    Практические навыки: Работа в условиях этических дилемм. Применение этических принципов. Составление административного контракта.

  21. Создание терапевтических взаимоотношений


    Теория:Задачи первой сессии. Эмпатия (Роджерс и Эрскин), присоединение, выслушивание и вовлеченность. Виды эмпатических переносов и потребности во взаимоотношениях. Мотивационное интервью (Миллер и Ролник). Концепция терапевтического альянса по Бордину и его оценка методом Люборски.

    Практические навыки: выстраивание терапевтического альянса. Проведение мотивационного интервью.

  22. Контрактирование


    Теория: Контракт и его стороны. Современные представления о закрытии «аварийных люков». Теория Максим Лумис и процесс контрактирования. Задачи каждой стадии контрактирования применительно к клиническому разнообразию клиентов.

    Практические навыки: Навыки закрытия «аварийных люков», диагностика и заключение контрактов: социального контроля, «цикличности» и «перерешения»

  23. Планирование лечения


    Теория: Концепции плана терапии Берна, Мойзо и Эрскина. Цели терапии в ТА. Изменение и цикл изменения. Понятие «излечения». Трансферентное излечение и излечение перерешением. Критерии излечения. Излечение невротиков, аддиктов, клиентов с личностными расстройствами и психотиков. Терапевтический план и терапевтический процесс.

    Практические навыки: Умение составить терапевтический план и следовать ему. Умение оценивать изменения на каждом этапе процесса излечения.

  24. Работа с эго-состоянием Р


    Теория: Родительское -Эго. Спот-репарентинг (Оунс), Родительское интервью (МакНил, Мэллор, Андреварта), Селф-репарентинг (Джеймс), Регрессивный репарентинг семьи Шифф.

    Практические навыки: Проведение различного рода интервенций в эго-состояние Р

  25. Работа с эго-состоянием В


    Теория:Информирование и деконтаминация. Психотерапевтические операции по Берну. Основы когнитивной психотерапии Бека. Введение в теорию обучения.

    Практические навыки: проведение деконтаминаций, поддержание контрактных отношений

  26. Психоаналитический ТА


    Теория : Личность психотерапевта как инструмент. Трансфер и контртрансфер (виды, использование в психотерапии). Выгорание и его профилактика.

    Практические навыки: Работа с трансфером и контртрансфером. Умение находить и получать поддержку в сообществе.

  27. Работа с эго-состоянием Ре


    Теория: Регрессивные техники. Катектирование свободного Ре. Речайлдинг (Фиш,Кларксон). Редисижн.

    Практические навыки: Проведение различного рода интервенций в эго-состояние Ре

  28. Пограничное личностное расстройство.


    Теория: Сепарация и индивидуация. Симбиозы, границы. Сплиттинг и депрессия заброшенности.

    Практические навыки: Диагностика и терапия П клиентов.

  29. Диссоциированные и шизоидные клиенты


    Теория: Понятие психической травмы, виды диссоциаций. Диссоциированное личностное расстройство и множественная личность. Понятия о видах расщепления и кумулятивной травмы. Психотерапия щизоидной части личности.

    Практические навыки: Диагностика и терапия Д и Ш клиентов.

  30. Параноидные и нарцистические клиенты


    Теория: Проблемы, связанные с базовым доверием. Паранойя и преследование. Нарцистическое расширение. Грандиозность и унижение. Нарцистическая травма. Патологический и здоровый нарциссизм.

    Практические навыки: Диагностика и терапия П и Н клиентов.

  31. Аутоагрессивное поведение


    Теория: Суицидальное и несуицидальное АП. Ненависть к внутренним интроектам.

    Психотерапия болезней зависимости. Ургентные состояния в психотерапии. Психологическая аутопсия и поственция.

    Практические навыки: Диагностика пресуицидального состояния психики. Навыки кризисного вмещательства и работа с близкими самоубийц.

  32. Психотерапия стресса


    Теория:Психотерапия острого стресса. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства. Психотерапия посттравматического ожесточения. Месть и прощение.

    Практические навыки: Проведение дебрифинга. Психотерапия мудростью.

  33. Пассивная агрессия и зависимость


    Теория: Пассивность и зависимость. Химические и нехимические зависимости. Подходы к психотерапии зависимых от отношений (любовная зависимость), игр, компьютера. ТА-психотерапия зависимостей.

    Практические навыки: Конфронтация пассивного поведения, составление терапевтического плана.

  34. Депрессии


    Теория: Виды и психология депрессий. Депрессивная личность и недостаток поглаживаний. Тесты, выявляющие депрессию. Психотерапия и фармакотерапия.

    Практические навыки: Диагностика видов и тяжести депрессии. Психотерапия депрессивных клиентов, превенция суицидального поведения.

  35. Семейная психотерапия.


    Теория: Психотерапия семейных пар и семьи. Семейные игры. Особенности контрактов с семьей. Семейные тайны и секреты. Семейные расстановки. Системная семейная психотерапия Вацлавика. Психодрама.

    Практические навыки: Диагностика семейных проблем, контрактирование и выбор адекватной техники терапии.

  36. Гипертимность и циклотимия


    Теория: Личностная адаптация циклотимного круга. Психотерапия гипертимии, работа с возбужденными клиентами. Циклотимность и злоупотребление ПАВ

    Практические навыки: Заключение контрактов с гипертимными личностями, дифференциальная диагностика

  37. ТА и различия


    Теория: Различия, связанные с гендерными, транскультуральными, религиозными, этническими, миграционными процессами. Концепция культурального скрипта Мюриэл Джеймс. Работы Грэхема Барнса (гомосексуальность), Глории Норьеги.

    Практические навыки: Учет в работе многочисленных различий.

  38. Антисоциальный клиент


    Теория: Заброшенность и антисоциальность. Антисоциальная часть личности, антисоциальная личность, психопатия. Гипноз и проективная идентификация. Внутренний Демон. Психотерапия.

    Практические навыки: Контрактирование с антисоциальной частью.

  39. Психотерапевтические ошибки


    Теория: Ошибки психотерапевта и их признание, побочные эффекты и осложнения психотерапии. Страх психотического срыва. Страх наказания и YAVIS – синдром. Риск.

    Практические навыки: Умение признавать ошибки и совместно с клиентом анализировать их источники. Понимание необходимости риска.

  40. Завершение.


    Теория: Умение завершать. Завершение психотерапии и последняя сессия. Критерии и задачи завершения. Если контракт не выполнен. Передача клиента другому терапевту. Феномен конечности: болезнь, отъезд, беременность, выход на пенсию терапевта, суицид и смерть терапевта. Дружеские и сексуальные отношения после завершения терапии.

    Практические навыки: Планирование завершения. Создание структуры процесса завершения, проведение процесса завершения и мониторинг этого процесса.

Не знаете в каком разделе то, что вам нужно? Воспользуйтесь поиском по сайту.

Возникли вопросы?

Заполните форму и мы обязательно Вам ответим!


© 2021 Санкт-Петербургская Организация Транзактного Анализа (СОТА)

Разработка сайта: web.justbusiness.studio